Вопросы выбора фронтальных погрузчиков

На мировом рынке представлено не менее 40 заметных брендов фронтальных погрузчиков. Как правильно выбрать из этого многообразия погрузчик, работающий и рентабельно, и высокопроизводительно?

Разные модели по-разному работают при различных условиях, одни модели лучше справляются с работами одного типа, другие – с работами другого типа. Главное, установить собственные требования к будущему погрузчику в зависимости от своих нужд. Для этого надо сделать, как минимум, три шага.

Во-первых, определить, какие работы должен будет выполнять погрузчик.

Во-вторых, рассмотреть существующие типы погрузчиков, их преимущества и недостатки с точки зрения выполнения работ, определенных в пункте первом.

Третьим шагом будет уже выбор конкретной модели погрузчика по его техническим характеристикам.

Мы приведем несколько рекомендаций по вопросам наиболее общего характера.

Приоритеты выбора погрузчика

Очевидно, чем больше аспектов, касающихся будущего фронтального погрузчика, проанализирует перед приобретением покупатель, тем более обоснованным и правильным будет в итоге выбор. Эти аспекты можно разделить на две большие группы: технические и экономические.

Среди технических это грузоподъемность (определяется по максимальной массе грузов, которые предстоит поднимать); мощность двигателя (по мировой статистике, среди строительных фронтальных погрузчиков наибольшей популярностью пользуются машины с двигателями мощностью 100–200 л.с.); высота подъема ковша и его траектория (радиальная, вертикальная); емкость ковша и величина вырывного усилия; эксплуатационная масса и габариты погрузчика; тип ходовой части (колесная или гусеничная, определяется, в частности, характером поверхности, по которой будет ездить погрузчик, и необходимой скоростью движения); и наконец, сложность и объем техобслуживания.

Среди экономических приоритетов, по которым выбирается техника, находятся цена покупки и бренд погрузчика, а вместе с ним репутация дилера/ дистрибьютора.

Обязательно должна быть проанализирована рентабельность эксплуатации будущего погрузчика, связанная с ожидаемым сроком службы, а также удобство его использования со всех точек зрения. По подсчетам экономистов, при расстоянии транспортировки до 180–300 м экскаватор с самосвалом целесообразнее заменить пневмоколесным погрузчиком, что позволит при равной производительности значительно снизить эксплуатационные и технологические затраты.

Наряду с достоинствами пневмоколесных фронтальных погрузчиков необходимо отметить их недостаток: сравнительно небольшое напорное усилие у моделей малой и средней мощности.

Разнообразие фронтальных погрузчиков очень велико, а сфера их применения огромна, поэтому и формы представления данных по погрузчикам у разных производителей существенно отличаются, и чтобы сравнить погрузчики между собой, покупателю придется провести серьезный анализ.

Подобрать надежного дилера

Прежде чем собирать сведения, которые помогут выбрать конкретную модель погрузчика, или, как минимум, параллельно с этим процессом, рекомендуется подобрать хорошего дилера. Учитывая стоимость машины, не говоря уже о стоимости ее последующей эксплуатации, правильный выбор дилера может сэкономить вам за время службы машины сотни тысяч рублей.

Давно на рынке. Высокопрофессиональный дилер подскажет, какие технические характеристики должен иметь будущий погрузчик, чтобы наиболее рентабельно выполнять работы на вашем строительном объекте в специфических условиях, поможет вам подобрать машину. Проще всего найти подходящего дилера по рекомендации коллег. Из списка претендентов рекомендуется выбрать тех, у кого более длительный опыт работы с данным оборудованием. Поэтому дилер, который занимается погрузчиками более 10 лет, может быть более предпочтителен, чем тот, кто лишь недавно специализируется на этом оборудовании. Узнайте у дилера, может ли он дать контакты нескольких своих клиентов, которые уже приобретали оборудование, подобное тому, что нужно вам, побеседуйте с этими клиентами.

Финансирование покупки. Зачастую погрузчики приобретаются в лизинг, и многие дилеры предлагают помощь в организации финансирования покупки. Рекомендуется все же не полагаться полностью на работников дилера и самому изучить, под какие проценты и на каких условиях предоставляют кредиты различные банки. Если вам удастся выиграть даже полпроцента, это принесет солидную экономию за весь срок выплаты кредита. Не забудьте тщательно изучить все написанное в договорах «мелким шрифтом» – как показывает опыт, именно там могут быть самые важные для вас сведения, например о размерах штрафов в случае просрочки платежа. Выясните у дилера как можно больше подробностей о финансировании покупок.

Местные законодательные нормы. Если вы берете подряд на работу в незнакомом регионе, изучите местные законы и требования, относящиеся к вашей работе и оборудованию. Предпочтительно выбрать такого местного дилера, который подскажет, какие существуют региональные нормы и ограничения, и поможет получить у местных властей необходимые разрешительные документы на проданные вам машины. Прежде чем приобретать погрузчики, выясните у дилера, какую помощь в указанных вопросах он сможет вам оказать.

Послепродажное обслуживание. Своевременное и правильное выполнение регулярного техобслуживания квалифицированными специалистами дилера в соответствии с рекомендациями компании-производителя – основное условие рентабельности работы машины, сохранения производственных затрат на низком уровне в долговременной перспективе. Основные компоненты – ковш, шины, рулевое управление, тормоза и световые приборы – должен постоянно проверять оператор, чтобы гарантировать безопасную и производительную работу машины. Своевременная замена изнашивающихся деталей, например таких, как зубья ковша, режущие кромки и шины, также позволяет сдерживать рост производственных затрат. От качества техподдержки зависят срок службы погрузчика, коэффициент его готовности.Очень важно подобрать дилера, который будет помогать строительной компании снижать производственные затраты и время простоев машин за счет оперативной поставки запчастей и расходных материалов, а также высококачественного техобслуживания. Выясните у дилера, насколько быстро производитель техники поставляет запчасти, которых может не оказаться на складе у дилера.

Квалифицированный дилер может порекомендовать вашей компании, какие запчасти и расходные материалы следует заблаговременно закупить и хранить на своем складе для оперативного использования.

Сервисный контракт. Условия обслуживания оговариваются в сервисном контракте. Трудно переоценить важность этого документа. Узнайте у дилера, какие виды сервисных договоров он может предложить. Подписывая сервисный контракт, обратите внимание на следующие моменты.
Запчасти и расходные материалы, используемые для обслуживания вашего погрузчика, должны быть от надежных брендов. Если при отсутствии фирменных запчастей предполагается замена на какие-то другие бренды, это должно быть заранее оговорено в контракте.
Должны быть указаны интервалы проведения базового стандартного техобслуживания, дополнительных сервисных работ (по разным системам) и техобслуживания всех остальных компонентов погрузчика, от ковша до заднего бампера. К контракту должен быть приложен прайс-лист с расценками на работы и запчасти.
В контракте должны быть указаны часы работы сервисного центра и куда обращаться (и какую помощь можно получить) в экстренных случаях во внерабочее время. Если дилер не обеспечивает круглосуточного обслуживания без выходных 24 часа/ 7 дней в неделю, в контракте должно быть указано, как быстро будет гарантированно оказана помощь после начала первого же рабочего дня.

Гарантийные обязательства должны покрывать все детали и работы.

Ваша обязанность – следить за строгим соблюдением дилером всех пунктов сервисного договора, так как от их выполнения зависит рентабельность эксплуатации погрузчика.
Технические характеристики фронтальных погрузчиков
Колесный или гусеничный ход. Конечно, выбор типа ходовой зависит от поверхности, по которой предстоит ездить погрузчику. У машин обоих типов имеется ряд специфических преимуществ.

Фронтальные погрузчики на гусеничном ходу до середины 1970-х гг. входили в число наиболее популярных видов строительной техники, но в последние годы в связи с усовершенствованием колесных погрузчиков и расширением их номенклатуры спрос на гусеничные погрузчики, особенно общестроительного применения, снизился. За ними осталась небольшая ниша рынка: работы на высокоабразивных грунтах и твердых скальных и бетонных осколках, горячих шлаках и т. п. У гусеничных погрузчиков лучше сцепление с грунтом и выше тяговое усилие. Они более устойчивы, чем колесные. Гусеницы лучше работают на крутых склонах, меньше повреждают мягкую почву и травяной покров.

От погодных условий зависит, какие машины, на колесном ходу или на гусеницах, будут показывать лучшую производительность. В дождливый период, когда почва размокает и превращается в «кашу», лучше выбрать гусеничную машину. Гусеничные погрузчики уверенно передвигаются по снегу. В сухое летнее время и для твердых покрытий лучше выбрать колесный ход.

Колесные машины дешевле при покупке и в эксплуатации по сравнению с гусеничными. Они движутся более плавно. Колесный погрузчик может иметь привод на два или четыре колеса. Неполноприводная машина легче, у нее меньше сила сцепления с грунтом, но зато меньше и сопротивление качению. С другой стороны, полноприводные машины устойчивее и даже безопаснее, что важно для оператора.

Размерность и тип шин. Колесные фронтальные погрузчики оснащаются «внедорожными» шинами, предназначенными для интенсивного использования на неровных и неблагоприятных для движения поверхностях.

Радиальные шины обычно используются на фронтальных погрузчиках, эксплуатационная масса которых вместе с грузом превышает 40 т. Наиболее распространены у фронтальных погрузчиков современные диагональные шины, которые вполне соответствуют всем требованиям по нагрузкам, износостойкости и прочности. Самое главное преимущество диагональной шины перед радиальной – цена, которая часто на 20–40% ниже, при этом ходимость и надежность диагональной шины в зависимости от условий эксплуатации погрузчика может соответствовать показателям радиальной шины.

Обычно шины, которыми комплектуются фронтальные погрузчики, имеют диаметр от 48 до 63 дюймов (1219–1600 мм), ширину от 12 до 25 дюймов (305–635 мм), а глубина рисунка протектора составляет от 22 мм для самых легких шин этого класса и до 31 мм для самых мощных и тяжелых.

Когда будете подбирать шины для своего погрузчика, прежде всего проверьте, установка каких шин допускается на эту машину. Коэффициент готовности и производительность погрузчика в определенных условиях можно также увеличить за счет подбора специальных шин, предназначенных для данных тяжелых условий и труднопроходимой местности. Если правильно подобрать для погрузчика шины с рисунком протектора «высокой проходимости» или более широкие, чтобы не проваливались на слабом грунте, то производительность погрузчика увеличится. Также, если правильно подобрать монолитные шины для езды по острым скалам или металлолому, можно увеличить надежность машины.

Сочлененные погрузчики. Фронтальные погрузчики широко используются в строительстве и на других работах, но большим, мощным машинам сложно маневрировать в стесненных условиях. Желание преодолеть эту проблему привело к появлению классической на сегодняшний день конструкции фронтального погрузчика на сочлененной раме. Высокая маневренность объясняется именно наличием шарнирного сочленения полурам, за счет чего погрузчик представляет собой как бы две укороченные соединенные между собой машины, следующие одна за другой. Гидравлический привод в точке сочленения управляет положением и передней, и задней оси.
Самые компактные «полноразмерные» сочлененные фронтальные погрузчики (в отличие от мини-погрузчиков) начинаются с эксплуатационной массы 3,5–4,5 т.

Погрузчики этого класса способны перевозить в ковше грузы массой свыше 1 т. Некоторые мини-погрузчики также могут транспортировать подобные грузы, но полноразмерные погрузчики могут перевозить и более тяжелые грузы с более высокой скоростью и по неровной поверхности. На стройплощадках для таких погрузчиков найдется достаточно работы. Поддоны с кирпичом и другие тяжелые палетированные материалы часто имеют массу до 2 т. Перечислим преимущества сочлененных погрузчиков.
Сочлененный погрузчик обладает высокой маневренностью, для разворота ему требуется намного меньшая площадь, чем погрузчикам с жесткой рамой. В результате машины способны развить высокую производительность в стесненных условиях в местах, недоступных для тяжелой техники других типов, не рискуя повредить строения, животных и людей на строительном объекте.

Благодаря сочлененной раме в конструкции передней оси погрузчиков не содержится рулевых тяг, к тому же на переднюю ось приходятся меньшие нагрузки, а это в свою очередь позволяет полностью сосредоточить переднюю половину погрузчика на выполнении основных задач без риска повредить узлы конструкции передней оси: набор материалов в ковш, подъем тяжелых грузов и перевозка их к месту назначения. Благодаря креплению рычагов стрелы в передней части машины у погрузчиков этого типа больше высота разгрузки и вылет стрелы.

Сочлененный погрузчик – экономичная машина. В общем случае он движется быстрее других тяжелых машин, т. е. развивает бóльшую производительность. Благодаря высокой маневренности за счет сочлененной рамы машина может использоваться для выполнения многих работ, которые обычно выполнялись вручную, может близко подъезжать к складированным грузам, перевозить их и разгружать максимально близко к месту назначения, проходя при этом меньший по протяженности путь по сравнению с менее маневренными машинами других типов.

Современные сочлененные фронтальные погрузчики часто оснащаются гидростатической трансмиссией без сцепления, в которой мощность передается без разрыва потока и изменяется плавно, нет проблемы износа сцепления, коробки передач и главных передач мостов. За счет гидростатической трансмиссии погрузчики данного типа перемещаются быстрее по сравнению с другими тяжелыми машинами. В управлении трансмиссией имеется тумблер, позволяющий изменять направление движения погрузчика нажатием пальца. Это очень упрощает управление. Скорость движения регулируется нажатием педали акселератора, как на автомобиле с автоматической коробкой передач. Благодаря высокоэффективной гидростатической трансмиссии погрузчик потребляет меньше топлива по сравнению с погрузчиками, оснащенными трансмиссиями других типов.

На сочлененном погрузчике оператору обеспечивается хороший обзор зон впереди и позади машины, т. е. в местах, где в основном выполняется работа. Переднее шасси погрузчиков такого типа обычно стараются сделать компактным, чтобы обеспечить оператору максимальный обзор. Хороший обзор позволяет выполнять работу быстро и безопасно.
Размер ковша. Для выполнения работ с различными материалами даже в рамках одного строительного проекта погрузчику требуются ковши разных размеров и типов.

Потребители очень часто допускают ошибки в определении размера ковша. Среди компаний-подрядчиков существует тенденция – приобретать или брать в аренду фронтальный погрузчик размерности или мощности, какую они считают правильной, с ковшом, который входит в его стандартную комплектацию. Однако стандартный ковш не всегда будет оптимальным для работы с определенным материалом. Это заблуждение приводит к тому, что погрузчик не развивает такой производительности, какую мог бы показать при оптимальном подборе ковша.

Перед тем как выбрать фронтальный погрузчик, нужно определить, с какими грунтами и прочими материалами ему придется работать, и узнать их плотность. Следует учесть, что плотность материала может сильно меняться в зависимости от состояния материала: например, промыт щебень или перемешан с грязью. Далее определяется, какая производительность в кубометрах в единицу времени (в час, за смену) должна быть у погрузчика. Определив значение этого параметра, можно взять плотность материала и посчитать вместимость ковша, а также массу материала в нем.

Если же погрузчик будет работать с разными материалами – сегодня с песком, завтра с дробленой скальной породой, следует подобрать ковш для самого тяжелого материала из тех, с которыми он будет работать. Емкость ковшей фронтальных погрузчиков может составлять от 0,5 до 25 м3. Фронтальные погрузчики с ковшами общего назначения емкостью 1,2–3 м3используются для погрузки щебня и других материалов в строительстве и коммунальном хозяйстве, стружки и щепы на лесопилках и легких органических материалов при сельскохозяйственных работах. Ковши емкостью 4 м3 и более обычно предназначаются для транспортировки материалов с высокой плотностью, в карьерах и шахтах, на широкомасштабных работах при строительстве дорог и т. п.

За счет правильной подборки ковша для данного материала, к тому же правильно согласованного с грузоподъемностью и высотой разгрузки ковша погрузчика, можно уменьшить число рабочих циклов, необходимых для загрузки кузова самосвала или отсыпки штабеля, и тем самым повысить рентабельность работы машины. Если же владелец попытается увеличить производительность погрузчика, установив на него чрезмерно большой ковш, износ узлов машины пойдет увеличенными темпами, надежность машины уменьшится, она станет выходить из строя, останавливаться, и окупить средства, вложенные в ее покупку, станет проблематично, по крайней мере срок окупаемости существенно отдалится. Для использования на фронтальном погрузчике ковшей нестандартных больших размеров требуется согласование с производителем машины или дилером.

Скорость движения. Кроме того, необходимо рассмотреть размеры участка, на котором придется работать погрузчику, протяженность маршрута при рабочем цикле и как быстро он должен будет доставлять материал. По этим данным высчитывается рабочая скорость машины. Зная размеры ковша и массу груза в нем, а также скорость машины, можно подобрать типоразмер и модель погрузчика, способного выполнить такую работу.

Скорость движения погрузчика определяется на основании условий его работы. Для разработки плотных материковых грунтов и других тяжелых материалов

погрузчику потребуется высокое тяговое усилие, в таком случае он должен иметь относительно невысокую скорость движения и высокое вырывное усилие.

С другой стороны, для разработки сыпучих материалов, таких как мягкая почва и кокс, не нужно высокое тяговое усилие. Поэтому можно выбрать погрузчик, развивающий более высокие скорости движения, чтобы повысить производительность работы. Пневмоколесные фронтальные погрузчики на ровной дороге могут развивать скорость до 35–40 км/ч.
Вырывное усилие – это параметр, характеризующий, с каким усилием погрузчик может набирать материал в ковш, врезаясь в грунт, или тянуть, двигаясь задним ходом, например, вырывая из земли дерево, большой куст или пень. Эта величина не отражает в полной мере грузоподъемность погрузчика. От величины вырывного усилия на ковше машины при подготовке участка под строительство или при проведении строительных работ напрямую зависит ее производительность. Вырывное усилие основной массы фронтальных погрузчиков, представленных на рынке, составляет от 40 до 210 кН.

Номинальная грузоподъемность. Номинальную грузоподъемность погрузчика нужно выбирать правильно, чтобы получить максимальный экономический эффект от работы машины. Выбор производится по величине фактических нагрузок, которые будут при работе. Номинальная грузоподъемность погрузчика не должна быть ни слишком малой, ни слишком большой. Если допустимая грузоподъемность погрузчика будет слишком большой, это приведет к излишним затратам денег и топлива. Если грузоподъемность будет черезчур малой, машина не сможет завершить работу должным образом. Правильную грузоподъемность погрузчика следует подбирать так.

В значение номинальной грузоподъемности должны входить допустимая масса полезного груза и грузоподъемного оборудования. Номинальная грузоподъемность должна определяться при номинальной высоте подъема ковша на максимальном радиусе/ вылете.

При расчете номинальной грузоподъемности следует учитывать две важные характеристики машины: устойчивость и максимальное допустимое усилие гидросистемы.

Опрокидывающая нагрузка – это та самая «красная черта», которую нельзя переходить, чтобы не произошла авария. Поэтому данный параметр следует обязательно учитывать при оценке возможных нагрузок на фронтальный погрузчик в процессе работы на объекте. У фронтальных погрузчиков на шарнирно-сочлененной раме в технических характеристиках обычно указываются две величины опрокидывающей нагрузки: при прямом и полностью сложенном положении рамы.

Значения опрокидывающей нагрузки при прямом положении рамы у погрузчиков составляют (примерно) от 3700 до 25 400 кг. Опрокидывающая нагрузка при полностью сложенной раме составляет приблизительно от 3300 до 21 800 кг.
Номинальная грузоподъемность для каждой точки крепления груза на стреле равна максимальной массе груза (в кг), который может быть поднят в точке, находящейся на максимальном радиусе стрелы, или при максимальном вылете (в метрах) при наиболее неблагоприятном сочетании данных характеристик, при этом не должны быть превышены допустимые значения нагрузок по прочности конструкции, по нагрузке на гидросистему и по устойчивости машины.

У большинства современных иностранных фронтальных погрузчиков в технической характеристике теперь указываются значения опрокидывающей нагрузки (в прямом и сложенном положении сочлененной рамы), а грузоподъемность предлагается определить для себя самому покупателю.

Номинальная грузоподъемность фронтальных погрузчиков не должна превышать следующих величин, а именно:

  • 75% от величины опрокидывающей нагрузки в прямом положении рамы;
  • 50% величины статической опрокидывающей нагрузки при полностью сложенных полурамах сочлененной машины;
  • максимального груза, который машина способна поднять на полную высоту;
  • прочности конструкции машины (и узлов крепления ее компонентов);
  • 87% от величины максимального допустимого усилия гидравлического оборудования при максимальном вылете/ радиусе стрелы;
  • допустимое значение грузоподъемности при транспортировке груза не должно превышать 66% от опрокидывающей нагрузки, если рама сочлененной машины в прямом положении, и 50% – если полурамы сложены.

Для дорожного строительства и больших угольных разрезов, в которых рабочие нагрузки велики, длительность рабочих циклов большая, и достаточно пространства для маневрирования, а грузоподъемность самосвалов, как правило, выше 10 т. При этих условиях погрузчики с номинальной грузоподъемностью 3–5 т будут идеально подходить для повышения производительности работы и снижения производственных затрат.
В некоторых случаях, когда рабочие нагрузки относительно невелики, например при отсыпке грунта и песка, можно выбрать погрузчики номинальной грузоподъемностью 2–3 т. Если рабочие нагрузки очень малы, например, в некоторых малых карьерах, где используются небольшие самосвалы, погрузчики с номинальной грузоподъемностью 1,5 т и менее могут полностью удовлетворить требования производственного процесса, способствуя тем самым получению существенной экономии на производственных затратах.

Мощность двигателя. Мощность двигателей фронтальных колесных погрузчиков обычно находится в диапазоне от 30 до 1250 кВт. В последние годы все чаще тяжелая техника оснащается двигателями, работающими на газе. Газовое топливо дешевле дизельного. Относительно прочих достоинств и недостатков двигателей обоих типов специалисты спорят. Утверждается, что обслуживание газовых двигателей проще и дешевле, чем дизельных. С другой стороны, дизели мощнее газовых и имеют больший срок службы, а следовательно, дешевле в эксплуатации, чем газовые, и развивают более высокий крутящий момент, значит, машина с таким двигателем развивает более высокую производительность.
Высота подъема и траектория стрелы. Производительность погрузчика также зависит от конструкции стрелы. Погрузчики с радиальной траекторией подъема ковша, то есть когда ковш при подъеме движется по дуге, лучше подходят для землеройных работ. Погрузчики с вертикальной траекторией подъема отлично подходят для погрузки, поскольку ковш находится на одинаковом расстоянии от погрузчика во время всего подъема. Обратите внимание на значения скорости подъема-опускания стрелы – от этого зависит время цикла погрузки-выгрузки.
У большинства современных иностранных фронтальных погрузчиков в технической характеристике теперь указываются значения опрокидывающей нагрузки (в прямом и сложенном положении сочлененной рамы), а грузоподъемность предлагается определить для себя самому покупателю.
Номинальная грузоподъемность фронтальных погрузчиков не должна превышать следующих величин, а именно:
•75% от величины опрокидывающей нагрузки в прямом положении рамы;
•50% величины статической опрокидывающей нагрузки при полностью сложенных полурамах сочлененной машины;
•максимального груза, который машина способна поднять на полную высоту;
•прочности конструкции машины (и узлов крепления ее компонентов);
•87% от величины максимального допустимого усилия гидравлического оборудования при максимальном вылете/ радиусе стрелы;
•допустимое значение грузоподъемности при транспортировке груза не должно превышать 66% от опрокидывающей нагрузки, если рама сочлененной машины в прямом положении, и 50% – если полурамы сложены.
Для дорожного строительства и больших угольных разрезов, в которых рабочие нагрузки велики, длительность рабочих циклов большая, и достаточно пространства для маневрирования, а грузоподъемность самосвалов, как правило, выше 10 т. При этих условиях погрузчики с номинальной грузоподъемностью 3–5 т будут идеально подходить для повышения производительности работы и снижения производственных затрат.
В некоторых случаях, когда рабочие нагрузки относительно невелики, например при отсыпке грунта и песка, можно выбрать погрузчики номинальной грузоподъемностью 2–3 т. Если рабочие нагрузки очень малы, например, в некоторых малых карьерах, где используются небольшие самосвалы, погрузчики с номинальной грузоподъемностью 1,5 т и менее могут полностью удовлетворить требования производственного процесса, способствуя тем самым получению существенной экономии на производственных затратах.

Мощность двигателя. Мощность двигателей фронтальных колесных погрузчиков обычно находится в диапазоне от 30 до 1250 кВт. В последние годы все чаще тяжелая техника оснащается двигателями, работающими на газе. Газовое топливо дешевле дизельного. Относительно прочих достоинств и недостатков двигателей обоих типов специалисты спорят. Утверждается, что обслуживание газовых двигателей проще и дешевле, чем дизельных. С другой стороны, дизели мощнее газовых и имеют больший срок службы, а следовательно, дешевле в эксплуатации, чем газовые, и развивают более высокий крутящий момент, значит, машина с таким двигателем развивает более высокую производительность.
Высота подъема и траектория стрелы. Производительность погрузчика также зависит от конструкции стрелы. Погрузчики с радиальной траекторией подъема ковша, то есть когда ковш при подъеме движется по дуге, лучше подходят для землеройных работ. Погрузчики с вертикальной траекторией подъема отлично подходят для погрузки, поскольку ковш находится на одинаковом расстоянии от погрузчика во время всего подъема. Обратите внимание на значения скорости подъема-опускания стрелы – от этого зависит время цикла погрузки-выгрузки.
У большинства современных иностранных фронтальных погрузчиков в технической характеристике теперь указываются значения опрокидывающей нагрузки (в прямом и сложенном положении сочлененной рамы), а грузоподъемность предлагается определить для себя самому покупателю.
Номинальная грузоподъемность фронтальных погрузчиков не должна превышать следующих величин, а именно:
•75% от величины опрокидывающей нагрузки в прямом положении рамы;
•50% величины статической опрокидывающей нагрузки при полностью сложенных полурамах сочлененной машины;
•максимального груза, который машина способна поднять на полную высоту;
•прочности конструкции машины (и узлов крепления ее компонентов);
•87% от величины максимального допустимого усилия гидравлического оборудования при максимальном вылете/ радиусе стрелы;
•допустимое значение грузоподъемности при транспортировке груза не должно превышать 66% от опрокидывающей нагрузки, если рама сочлененной машины в прямом положении, и 50% – если полурамы сложены.
Для дорожного строительства и больших угольных разрезов, в которых рабочие нагрузки велики, длительность рабочих циклов большая, и достаточно пространства для маневрирования, а грузоподъемность самосвалов, как правило, выше 10 т. При этих условиях погрузчики с номинальной грузоподъемностью 3–5 т будут идеально подходить для повышения производительности работы и снижения производственных затрат.
В некоторых случаях, когда рабочие нагрузки относительно невелики, например при отсыпке грунта и песка, можно выбрать погрузчики номинальной грузоподъемностью 2–3 т. Если рабочие нагрузки очень малы, например, в некоторых малых карьерах, где используются небольшие самосвалы, погрузчики с номинальной грузоподъемностью 1,5 т и менее могут полностью удовлетворить требования производственного процесса, способствуя тем самым получению существенной экономии на производственных затратах.

Мощность двигателя. Мощность двигателей фронтальных колесных погрузчиков обычно находится в диапазоне от 30 до 1250 кВт. В последние годы все чаще тяжелая техника оснащается двигателями, работающими на газе. Газовое топливо дешевле дизельного. Относительно прочих достоинств и недостатков двигателей обоих типов специалисты спорят. Утверждается, что обслуживание газовых двигателей проще и дешевле, чем дизельных. С другой стороны, дизели мощнее газовых и имеют больший срок службы, а следовательно, дешевле в эксплуатации, чем газовые, и развивают более высокий крутящий момент, значит, машина с таким двигателем развивает более высокую производительность.
Высота подъема и траектория стрелы. Производительность погрузчика также зависит от конструкции стрелы. Погрузчики с радиальной траекторией подъема ковша, то есть когда ковш при подъеме движется по дуге, лучше подходят для землеройных работ. Погрузчики с вертикальной траекторией подъема отлично подходят для погрузки, поскольку ковш находится на одинаковом расстоянии от погрузчика во время всего подъема. Обратите внимание на значения скорости подъема-опускания стрелы – от этого зависит время цикла погрузки-выгрузки.

У большинства современных иностранных фронтальных погрузчиков в технической характеристике теперь указываются значения опрокидывающей нагрузки (в прямом и сложенном положении сочлененной рамы), а грузоподъемность предлагается определить для себя самому покупателю.

Номинальная грузоподъемность фронтальных погрузчиков не должна превышать следующих величин, а именно:
•75% от величины опрокидывающей нагрузки в прямом положении рамы;
•50% величины статической опрокидывающей нагрузки при полностью сложенных полурамах сочлененной машины;
•максимального груза, который машина способна поднять на полную высоту;
•прочности конструкции машины (и узлов крепления ее компонентов);
•87% от величины максимального допустимого усилия гидравлического оборудования при максимальном вылете/ радиусе стрелы;
•допустимое значение грузоподъемности при транспортировке груза не должно превышать 66% от опрокидывающей нагрузки, если рама сочлененной машины в прямом положении, и 50% – если полурамы сложены.

Для дорожного строительства и больших угольных разрезов, в которых рабочие нагрузки велики, длительность рабочих циклов большая, и достаточно пространства для маневрирования, а грузоподъемность самосвалов, как правило, выше 10 т. При этих условиях погрузчики с номинальной грузоподъемностью 3–5 т будут идеально подходить для повышения производительности работы и снижения производственных затрат.

В некоторых случаях, когда рабочие нагрузки относительно невелики, например при отсыпке грунта и песка, можно выбрать погрузчики номинальной грузоподъемностью 2–3 т. Если рабочие нагрузки очень малы, например, в некоторых малых карьерах, где используются небольшие самосвалы, погрузчики с номинальной грузоподъемностью 1,5 т и менее могут полностью удовлетворить требования производственного процесса, способствуя тем самым получению существенной экономии на производственных затратах.

Мощность двигателя. Мощность двигателей фронтальных колесных погрузчиков обычно находится в диапазоне от 30 до 1250 кВт. В последние годы все чаще тяжелая техника оснащается двигателями, работающими на газе. Газовое топливо дешевле дизельного. Относительно прочих достоинств и недостатков двигателей обоих типов специалисты спорят. Утверждается, что обслуживание газовых двигателей проще и дешевле, чем дизельных. С другой стороны, дизели мощнее газовых и имеют больший срок службы, а следовательно, дешевле в эксплуатации, чем газовые, и развивают более высокий крутящий момент, значит, машина с таким двигателем развивает более высокую производительность.

Высота подъема и траектория стрелы. Производительность погрузчика также зависит от конструкции стрелы. Погрузчики с радиальной траекторией подъема ковша, то есть когда ковш при подъеме движется по дуге, лучше подходят для землеройных работ. Погрузчики с вертикальной траекторией подъема отлично подходят для погрузки, поскольку ковш находится на одинаковом расстоянии от погрузчика во время всего подъема. Обратите внимание на значения скорости подъема-опускания стрелы – от этого зависит время цикла погрузки-выгрузки.

Габариты и масса погрузчика. Массу и габариты фронтального погрузчика выбирают в зависимости от задач, которые ему предстоит выполнять – мысль простая. Эксплуатационные массы фронтальных погрузчиков в основном составляют примерно от 3,5 до 35 т.

Чем больше машина, тем выше ее грузоподъемность и производительность. Чем длиннее и шире колесная база погрузчика, тем выше его устойчивость на грунтах любого типа и состояния, а также более плавное движение по неровной поверхности, что важно для удобства оператора и сохранности груза.

Но чем легче машина, тем проще оператору ею управлять при маневрировании. Чем компактнее машина, тем проще ей работать в местах, где ограничено пространство. Легкая машина не повреждает искусственных травяных покрытий и мощенных плиткой садовых дорожек. Чем легче и компактнее погрузчик, тем проще его перевозить с одного строительного участка на другой.

Отсюда вывод: погрузчик нужно подбирать такой, чтобы он справился со всеми предстоящими работами, и с некоторым запасом, но с небольшим, т. к. слишком большая для данных задач машина будет неэкономичной и неудобной.

Дополнительное оборудование фронтальных погрузчиков

Телематическое оборудование. В силу финансовых причин многие погрузчики не оборудуются телематическими системами. И все же рекомендуется использовать аппаратуру для дистанционного контроля машин компании в режиме реального времени. Многие производители и дилеры оснащают фронтальные погрузчики телематическими системами на базе GPS/ ГЛОНАСС, которые могут быть также полезны и компаниям, сдающим погрузчики в аренду, и потребителям, которые берут в аренду оборудование. Телематические системы на основе спутниковой связи позволяют руководству машинных парков компаний получать важную информацию о работе машин удаленно и в режиме реального времени, предотвращать хищения машин, а компаниям, сдавшим погрузчики в долгосрочную аренду, контролировать их использование клиентами.

Условия работы оператора. Это стало уже почти аксиомой: оператору погрузчика должны быть обеспечены комфортные условия работы. Чем удобнее оператору, тем выше его производительность. Закрытая кабина и отопитель – незаменимые вещи в холодное время, так же, как кондиционер жарким летом. При работе в запыленном воздухе, например при очистке земельных участков от растительности, необходима герметизированная кабина, в которой поддерживается избыточное давление. Подрессоренное сиденье значительно снижает утомляемость оператора и повышает производительность, как и эргономичное расположение органов управления машиной, уровень шума в кабине и обзор с места оператора.

Обзор с места оператора – важная характеристика погрузчика, поскольку ему приходится постоянно перемещаться по строительной площадке, набирая, перевозя и выгружая материалы. Хороший обзор с места оператора, подкрепленный камерой заднего вида, существенно облегчает работу оператора.

После того как короткий список возможных для покупки погрузчиков составлен, следует сравнить цены на выбранные машины и величину бюджета, которым располагает компания для их приобретения, учитывая при этом, что приобретение фронтального погрузчика – долгосрочная инвестиция.

Покупка погрузчика – существенное капиталовложение для компании, поэтому рекомендуется приобретать машины известных, проверенных марок.

Не стоит механически покупать просто такой же погрузчик, какие вы уже покупали раньше. Не пожалейте времени и подберите фронтальный погрузчик, оптимальный для выполнения нужных вам работ.

И завершающий совет. Какой бы погрузчик вы ни выбрали, его обязательно следует сначала проверить в реальных рабочих условиях.